НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ села Ромашково Одинцовского района Московской области - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Последование (порядок) крестин

Крестины – это несколько следующих друг за другом священнодействий, происходящих в определенном порядке.

Если крещение младенца происходит позже 40-го дня и его кровная мать присутствует в храме, то крестины предваряются чтением молитв «жене родильнице по четыредясяти днех» (если они не были прочитаны раньше).

Дальнейшие молитвословия относятся к младенцу, которого обычно держат на руках –  мальчика держит крестная, а девочку – крестный. Стоят они лицом на восток, в сторону алтаря.

Младенцу нарекается имя. Имя должно быть именем одного из православных святых, алфавитные списки которых (святцы) публикуются в официальном календаре Московской Патриархии. В настоящее время имя выбирают родители, мотивы могут быть самые разные, одноко уместно выбрать имя святого того дня, когда родился младенец или имя святого, память которого приходится сразу после дня рождения. День памяти этого святого будет Днем Ангела новокрещеного младенца.

Если ребенок назван именем, отсутствующим в святцах, то в крещении нарекается второе имя, обычно созвучное имени в свидетельстве о рождении. Имя, данное при крещении, должно называться при всех священнодействиях, указываться в записочках о здравии и т.д. Крестные родители должны проследить, чтобы придя в сознательный возраст, ребенок запомнил то имя, которое получил при крещении.

Далее начинается чин оглашения.

Священник трижды дует на лицо младенца, трижды крестом знаменует его чело (лоб) и перси (грудь) и возлагает правую руку на голову. Следует сказать, что в продолжение крестин многие символические действия совершаются трижды – этот внешний акт в священнодействиях соответствует исповеданию православными веры в Бога в Троице Лиц почитаемого, покланяемого и познаваемого.

Молитва читаемая после возложения руки священника содержит прошения о готовящемся к крещению. Младенец, которого Бог привел на землю и показал ему свет чувственный, должен сподобиться и умного света, потому что его путь во временной жизни на земле продолжится в жизнь вечную – бессмертная душа младенца должна исполняться веры, надежды, любви и знания Единого Истинного Бога. Священник просит: «Напиши его в книзе жизни Своея, да прославится Имя Твое Святое в нем…».

Затем читаются три молитвы запрещения. «Чтение этих молитв во время приготовления ко Крещению всегда было делом важным и ответственным и для священника, и для оглашаемого» - пишет протоиерей Геннадий Нефедов. Священник при чтении молитв обращается лицом на запад. Это древняя практика, о которой писал еще святитель Григорий Богослов. Свет и Истина – с востока, очевидно, что противоположное должно быть с запада (поэтому в некоторых храмах существует на западной стене многофигурная фреска Страшного Суда, где в аду изображается сатана).

Четвертая молитва обращена к Богу и сопровождается символическим действием – дуновением на уста, лоб и грудь оглашаемого при словах: «Изжени из него лукаваго и нечистого духа, сокрытаго и гнездящегося в сердце его».

Далее следует чин отречения от сатаны. Восприемники с младенцем также обращаются к западу. За мальчика на вопросы священника отвечает крестный, за девочку – крестная, при этом согнутые в локтевых суставах руки поднимаются до уровня плеч и обращаются ладонями вперед. Этот жест усиливает значение слов, поскольку руки – выражение телесной силы человека. Трижды священник спрашивает: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?» Ответ: «Отрицаюсь». Затем священник спрашивает «Отрекся ли еси сатаны?» Ответ: «Отрекохся (отрекся)». И дальше следует еще одно символическое действие. Священник призывает делом выразить то, что было сказано. Он призывает: «И дуни, и плюни на него!» Необходимо это сделать трижды. Затем все снова поворачиваются на восток.

Сочетание Христу. Священник вопрошает восприемников, которые произносят обеты сочетания Христу за оглашаемого младенца. Обеты при крещении – это твердое обещание осуществления идеалов христианской жизни, образцы которых известны из Евангелия и житий святых. Поэтому восприемники, принося обеты за крестника, берут на себя обязательство научения в будущем маленького человечка, с которым у каждого из них в Таинстве Крещения образуется духовное родство, нравственным законам и способам исполнения этих законов.

Трижды священник спрашивает: «Сочетаваеши ли ся Христу?» Ответ: «Сочетаваюся!» И далее: «Сочетался ли еси Христу?» Ответ: «Сочетахся!» И еще вопрос: «Веруеши ли Ему?» Ответ: «Верую Ему яко Царю и Богу!» После этого читается во всеуслышание «Символ Веры». Его может читать сам священник или чтец, но по смыслу священнодействия следует читать Символ Веры восприемникам. Для этого надо готовиться, поскольку даже в написанном русскими буквами церковно-славянском тексте легко сделать ошибку, в некоторых знакомых словах ударения не совпадают.

Предваряющие чтение вопросы и само чтение «Символа Веры» происходит три раза. После этого священник трижды ставит вопрос о сочетании Христу уже как о событии совершившемся: «Сочетался ли еси Христу?» Крестный отвечает: «Сочетахся». Далее священник предлагает поклониться Богу: «И поклонися Ему». Перед совершением поклонения обычно объясняется то, как правильно совершать крестное знамение, с обращением внимания на правильное перстосложение (соединение пальцев), поскольку существуют разные виды изображения крестного знамения в разных христианских конфессиях. После поклонения читается конечная молитва оглашения, в которой священник молится о младенце. Первая часть крестин – оглашение – на этом заканчивается.

Таинство Крещения начинается общей молитвой, которую предваряет возглашение священника – «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». И далее следует приглашение всем присутствующим – «Миром Господу помолимся». В великой ектенье с прошениями о мире всего мира, архипастырях, богохранимей стране нашей, властех и воистве ея соединяются прошения и о крещаемом младенце, а также прошения об освящении воды в купели. По освящении воды совершается освящение масла (елея), которым помазуется и вода в купели и крещаемый «во обновление души и тела, всякаго диавольскаго действа отгнанию». Затем производится омовение в купели. Мальчика приносит к купели крестная, а из купели принимает крестный, девочку приносит крестный, а принимает крестная.

Некоторое отступление – о предметах, необходимых для крестин. Необходимо приготовить большое полотенце (иногда используется специальная расшитая священными изображениями пеленка, но ее бывает недостаточно для того, чтобы обсушить младенца от воды, полотенце все равно нужно); нужна новая белая распашонка или специальная крестильная рубашка и крестик – лучше на тесемке, а не на цепочке. Рубашку и крестик надевает на младенца священник, обычно на пеленальном столике с соответствующими песнопениями. Полное облачение младенца обычно не проводится, так как еще предполагается помазание Святым Миром, поэтому зимой необходимо иметь достаточно теплое одеяло, летом бывает достаточно полотенца для того чтобы укрыть младенца. Целесообразно иметь носочки или теплые пинетки, поскольку из-за особенностей кровотока у младенцев зябнут ножки.

Таинство Миропомазания совершается после облачение. Священник читает молитву, в которой говорится о новом рождении младенца «водою и Духом», «да во всяком деле и слове благоугождаяй, сын и наследник (дщерь и наследница) будет небеснаго Твоего Царствия». Святым Миром помазуются определенные части тела крещеного младенца, при этом священник говорит «Печать дара Духа Святаго», а крестные отвечают «Аминь (истинно так!)».

Хождение вокруг купели. Затем наступает еще один торжественный момент – совершается крестный ход вокруг купели с пасхальным песнопением – «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя». Круг как замыкающаяся на себя геометрическая фигура есть символ бесконечного, вечного. Крещеный младенец теперь рожден в Вечность – вечное бытие с Богом – духовно облачился во Христа, стал христианином. Крестный ход совершается с вожженными свечами, которые горят в продолжение чтений Священного Писания – Апостола и Евангелия.

Завершают крестины молитвы и последующие священнодействия по омовению Святого Мира, пострижению волос (символ посвящения человека Богу).

В конце крестин произносится сугубая молитва о Патриархе и епархиальном архиерее, от их имени и по их благословению священник совершает Таинства; о восприемниках; о новокрещеном рабе Божьем, который имеет еще и звание воина Христова.

Последнее священнодействие – воцерковление. Священник берет младенца на руки и с известными словами перемещается от места крестин к алтарю, где совершает младенцем образ Креста и прикладывает младенца к иконам у Царских врат. По обычаю мальчики вносятся в алтарь, девочки в алтарь не вносятся – это сообразно тому, что Воплощенный Бог Христос имел мужской облик. Принимает младенца из рук священника кровная мать, по обычаю совершив три земных поклона (если это сообразно с Уставом – в церковном календаре есть дни, когда земные поклоны не делаются). Далее следует отпуст и целование Святого Креста.

Крестные обязаны позаботиться о том, чтобы крещеный младенец был причащен Святых Христовых Таин возможно в ближайшее время.

Поздравления обычно связаны с памятными подарками. Наиболее уместно крестным приготовить икону святого, имя которого наречено младенцу, и книгу с его житием.

Если есть для этого трудности, то прилично подарить икону Спасителя или Божией Матери размером примерно 30х40 см и разместить ее у кроватки новорожденного члена Церкви, дабы образ Христа с младенчества вошел в его сознание.

 

 

 



Назад к списку