НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ села Ромашково Одинцовского района Московской области - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

3 занятие. Тема: Молитва "Отче наш" и Таинства

Церковь учит, что призывающая к познанию Истинного Бога-Троицы и предваряющая Таинство Крещения благодать Божья дается извне каждому человеку без исключения. Это событие наиболее явно ощутимо при обращении к Богу взрослых, нередко после духовных блужданий и познания ложных религий и ложных богов.

Младенцы становятся членами Церкви Христа по вере родителей, желающих благодатного освящения всей семьи, которую свт. Иоанн Златоуст именует «малой церковью». В Таинстве Крещения младенец рождается «от воды и Духа». Таинство Крещения «сочетает» младенца Христу, делает его членом Тела Христа.

Семья освящается благодатью, существующей уже внутри ее, в то время как грех находится извне (см. Феофан Затворник – О начале христианской жизни через крещение). Божественная благодать защищает младенца от семян греха, воспитует его и восполняет промахи родителей, но в том случае, если семья живет по заповедям и не отходит от общения с Богом в Его Церкви. Господь призывает всю семью к познанию Истинного Бога. Именно это знание делает человека свободным, и более того, может сделать богоподобным – нравственно совершенным, красивым душой, способным к восприятию правды и истины не только в чувстве, но и в Слове, к сотворчеству с Богом.

С Таинством Крещения в православии соединяется Таинство Миропомазания, в котором младенцам (или взрослым крещаемым) преподаются дары Святого Духа. Они многообразны. Премудрость, разум, благочестие являются наиболее известными дарами Духа, однако, эти дары – отнюдь не компьютерная программа, включающаяся при нажатии на кнопку «Еnter»; за их воплощение ответственны родители, крестные в б?льшей мере, чем кровные. Это имеет свое выражение в последовании крестин. За младенца на вопрос священника «Сочетаваеши ли ся Христу?» отвечают именно крестные – «Сочетаваюся».

Младенца, который быстро вырастет, надо будет терпеливо учить самообладанию. Прежде, чем он спросит: «А почему у моего друга Пети есть компьютер, а у меня нет? ХОЧУ!», будут и другие, весьма значимые в духовном отношении события. Первым может быть непослушание в разных вариантах, вторым – непонятно откуда явившаяся жадность. Играя с кем-то, маленький христианин соберет в угол все игрушки, прикроет их своим слабым тельцем и во всеуслышание объявит: «Не дам! МОЕ!». Если дело дошло до такого, явно нехристианского поведения, то значит, что-то уже упущено в воспитании вашего дорогого дитяти, в его душе уже пускают корешки «дары» духа несвятого, духа Богопротивного, духа «лжи и всякия нечистоты» (из заклинательных молитв Таинства Крещения).

Это значит, что необходим духовный труд и настоящее воцерковление – перемена образа мысли и образа жизни – и крестным, и кровным родителям. Духовные силы и знания для этого труда Христом и Церковью преподаются в Таинстве Покаяния, называемом в просторечии исповедью. Об исповеди и Таинстве Причащения Тела и Крови Христа – ниже, в связи с молитвой «Отче наш».

Супружеский союз мужчины и женщины благословляется Церковью в Таинстве Брака, установленном Богом еще в раю, до грехопадения первых людей Адама и Евы. В браке муж и жена призваны «носить тяготы друг друга», быть жертвенными, служить друг другу. Христианский брак исключает любые формы потребительства, отношение мужа к жене как к средству (например, по устроению быта или карьерным соображениям), делает брачный союз безблагодатным, непрочным.

В Таинстве Елеосвящения (соборования) дары Святого Духа преподаются болящим телесно. Однако, телесные немощи чаще всего причиной имеют нарушение заповедей. В Церкви такой поступок называется грехом. Часто грехи совершаются неосознанно, поскольку заповеди для многих по незнанию не являются нравственным ориентиром. Ответственность, тем не менее, не снимается. Врачевание подается в Таинстве Елеосвящения, при этом происходит духовное исцеление всегда, а телесное исцеление может быть обусловлено обстоятельствами (например, наличием квалифицированного врача).

В Таинстве Священства благодать Божья через молитвы Церкви и возложение рук епископа освящает человека и дает ему дары для священнослужения и право совершать Таинства для мирян.

В Таинствах Церкви, которые всегда совершаются «соборно», то есть совместной молитвой священника и мирян, Бог немощи человека врачует и недостающее восполняет.

Молитва, наряду с верой, есть форма единения верующих вокруг Христа. Молитва – это жизнь и дыхание человека в Церкви.

Есть уникальная молитва, являющаяся образцом для всех молитв. Это молитва «Отче наш» (Господня), которой Господь Иисус Христос научил апостолов и которую они передали всем верующим.

Она читается так (гражданским шрифтом, выделены ударные гласные):

Отче наш, Иже еси на Небесех! 1) Да святится Имя Твое, 2) да приидет Царствие Твое, 3) да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. 4) Хлеб наш насущный даждь нам днесь; 5) и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; 6) и не введи нас во искушение, 7) но избави нас от лукавого, Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь (Мф.6,9-13).

В Молитве есть призывание, семь прошений и славословие.

Мы называем Бога Отцом по благодати возрождения в Таинстве Крещения (Ин 1,12–13); говорим «наш» не только потому, что все являемся потомками Адама и Евы, но и являемся братьями во Христе; говорим «иже еси на небесех» для того, чтобы вознести ум к небесному, вечному и Божественному.

Первые три прошения являются скорее утверждениями, чем частными просьбами, поскольку Имя Божие всегда свято, Его Царство уже пришло, а Воля Его совершается независимо от движений нашей воли. В этих обращениях надо видеть образец начала всякой молитвы к Богу. Содержание прошений, воспринятое в сердце человека, делает такого человека смиренным; смирение – условие для принятия даров благодати, гордым Бог противится.

Мы просим «хлеба насущного», просим самого необходимого, без чего нельзя жить. Просим для тела, для укрепления физических сил. И просим для души, насущным хлебом которой являются Тело и Кровь Христовы. «Не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе (всяким словом), исходящем изо уст Божиих» (Мф 4, 4). «Плоть бо Моя истинно есть брашно (пища), и Кровь Моя истинно есть питие (Ин 6,55). Тело и Кровь Христа преподаются верующим в Таинстве Причащения, называемом еще и Евхаристией (благодарением). Таинство установлено Господом на Тайной Вечери перед предательством Его и распятием на Кресте. Христиане причащаются Тела и Крови Христа по Его Собственному выражению «во оставление грехов».

Грехи в Молитве Господней именуются долгами, потому что мы все, что имеем, получили от Бога и если что–то использовали в жизни неправильно (нередко саму жизнь), то становимся должниками перед Его Божественным правосудием. Прощение «долгов» в духовной жизни и последствий неблаговидных поступков происходит не автоматически. Необходима перемена в жизни, обновление которой начинается с «перемены ума», то есть образа мысли и изменения в отношениях с ближними. В целом такая перемена именуется покаянием. Благодатные силы к этому непростому труду подаются Богом в Таинстве Покаяния, в просторечии называемом чаще исповедью.

В шестом прошении упоминается «искушение». Под искушением следует понимать такое стечение обстоятельств, в котором потенциально существует некое напряжение для духовной жизни человека, испытание для его веры и свободы, без которого невозможно духовное развитие. В Молитве мы просим, чтобы неизбежные искушения были в меру имеющихся сил или, чтобы Бог дал нам сил избежать опасности. Словами молитвы «избави нас от лукаваго» мы просим избавления от всякого зла, какое может нас постичь в мире, который со времени первого греха весь во зле лежит (1Ин 5,19), особенно же от лукавых внушений и наветов духа злобы - диавола.

К Молитве Господней присоединено славословие, во-первых, для того, чтобы мы, прося себе у Отца Небесного милостей, в то же время воздавали Ему справедливое почитание; во-вторых, для того, чтобы мыслью о Его Вечном Царстве, силе и славе все более и более утверждались в надежде, что Он дарует нам просимое, потому что это в Его власти и относится к Его славе.

Слово «аминь» означает «истинно», или «да будет». Это слово присоединяется к славословию потому, что этим показывается то, что молитва приносится с верой и без всякого сомнения, как учит Апостол Иаков (Иак.1,6). 


Назад к списку