НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ села Ромашково Одинцовского района Московской области - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

2 занятие. Тема: Церковь и "Символ Веры"

     Продолжая разговор о Живом и Животворящем Боге, следует сказать, что духовная связь с Ним уже здесь на земле дает человеку переживание ПОКОЯ и СВОБОДЫ, упраздняет всякие страхи. Это состояние схоже с пребыванием младенца на руках матери, который инстинктивно чувствует, что для него это место является самым безопасным. Отчасти поэтому Бог именуется Отцом, а отношения с Ним подобны отношению родителей и детей. Своим родителям мы верим, доверяем им, любим их, храним им верность и прилагаем усилия, чтобы быть с ними в общении; разлука переживается как тоска, утрата.

Как мать любит свое дитя всегда, даже если дитя уже не младенец, любит вопреки всем его порокам, так и Бог всегда любит человека и исправляет его нравственные немощи гораздо искуснее, чем любящие кровные родители, любовь которых к своим детям пристрастна и не гарантирует ошибок; любовь Бога к человеку, напротив, совершенная – Бог не ошибается.

Сила духовной связи с Богом определяется верой, убежденностью в бытии Бога–Троицы, а также доверием и верностью человека. Эти три разных по смыслу понятия имеют не только общий корень, но и общее основание в устроении души человека, для которой вера, доверие и верность такие же неотделимые признаки как для тела рост, вес и цвет кожи.

Люди одинаковой веры невидимо соединяются предметом веры в общество верующих. Это относится не только к религии – существует, например, понятие философской веры. Некоторые философы верят, что производственные отношения определяют все другие отношения в обществе. Таким образом возникают партии, в данном случае партия философов–марксистов, ибо упомянутая философская идея принадлежит Марксу.

В христианстве сообщество верующих называется Церковь. Это перевод греческого слова собрание. Собирает Церковь Сам Бог, Его воля и промысел о человеке. Человеческая воля нéмощна для того, что сам человек мог сделать шаг к Богу. Вхождение человека в Церковь – следствие призывающей благодати Божьей, которая дается Богом всем людям одинаково, но принимается каждым человеком различно. Поэтому многие изъявляют веру и верность Христу «яко Царю и Богу» (из последования крестин), но нерадение крестных, кровных родителей или взрослых крещаемых приводит к тому, что в их жизни не происходит обновления и начала жития по заповедям Божьим.

Апостол Павел для Церкви как общества христиан нашел очень точное выражение. Церковь – это тáинственное Тело Христово. Христос – Глава Церкви в том же смысле, что голова в человеческом теле, являющаяся наиважнейшей частью (органы чувств, головной мозг и т.п.), которой подчинены все остальные части тела, в разной степени важные, но все необходимые для полноценной жизни. «Тáинственное» потому, что границы Церкви в социуме не являются определенными как у иных сообществ. Учение апостола Павла о Церкви имеет исключительную внутреннюю логику. Для нас важно то, что в Церкви Святость от ее Главы–Христа как свет от солнца распространяется на всех верных членов Церкви.

Основные свойства Церкви: христиане верят, что Церковь Христа Святая; Она основана ближайшими учениками Христа – апостолами и поэтому Христианская церковь – Апостольская и Соборная. Вселенская Православная Церковь – Единая и единственно истинная. Другие собрания верующих могут быть только по названию церквами, но не быть тáинственным Телом Христа, по причине повреждения вероучения. Эти свойства Церкви утверждены в девятом члене «Символа Веры», к изучению содержания которого мы и переходим.

«Символ Веры» есть предельно краткое изложение православного вероучения, без знания которого человек не может сознательно выразить содержание своей веры, и поэтому практически ничем не отличается от безбожника или равнодушного к духовной жизни агностика. «Символ Веры» надо не только знать наизусть, но знать смысловое содержание каждого его предложения (члена).

Символ Веры (гражданский шрифт, выделены ударные буквы)

1Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5И воскресшаго в третий день по Писанием. 6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11Чаю воскресения мертвых, 12и жизни будущаго века. Аминь.

 Христиане веруют в бытие Единственного и Единого по сущности Бога, познаваемого и почитаемого человеком в Трех Божественных Личностях (Ипостасях), кратко – веруют в Бога–Троицу. 

Первый член Символа Веры содержит догмат веры о Божественной Ипостаси Бога–Отца, Который, не имея причин для Своего бытия, всему дает начало, в том числе и двум другим Ипостасям Единого Бога – Богу–Сыну, Который рождается из сущности Отца «прежде всех век»; и Божественной Ипостаси Бога–Духа Святого, Который из сущности Отца исходит. Этого знания об отношении Лиц в Святой Троице достаточно для человека в перспективе его нравственного совершенствования. По отношению к миру ангельскому и земному Бог есть Творец.

Далее 6 членов Символа Веры содержат учение о Божественной Ипостаси Бога–Сына. Познание человеком Бога в Троице Лиц стало возможно только после Боговоплощения и рождения на земле Богочеловека – Иисуса Христа. Это основной догмат христианства. Об обстоятельствах вочеловечения Бога известно из Священного Писания Нового Завета. О причинах этого уникальнейшего события, обновившего историю Земли, можно сказать следующее. Вселенная была сотворена Богом совершенной. Совершенство состояло не только в отсутствии дисгармонии, но и в том, что Бог не ограничил нравственный дар свободы сотворенных ангелов и первых людей Адама и Евы – вселенная была царством свободы. Господь создал человека по Своему образу и подобию. Богоподобие Адама было потенцией и задачей, осуществление которой требовало правильных нравственных усилий. Под влиянием диавола Адам оказался неспособен к реализации дара богоподобия, произошла вселенская катастрофа, мир стал несовершенным, в него вошли скорби, труд, болезни и смерть.

Боговоплощение имеет своей причиной нравственное обновление мира, его «новое творение». Иисус Христос сшел с небес «нас ради и нашего ради спасения», в Его подвиге по проповеди христианской нравственности словом и делом, неправедном осуждении и предельно позорном убийстве, а затем в чуде Воскресения совершилось нравственное исцеление последствий катастрофы грехопадения прародителей – Адама и Евы.

Господь с исцеленной человеческой природой вознесся на небо, а на землю сошел Святой Дух, почивший на апостолах и через них – на всех верных христианах, образовавших Церковь – Тáинственное тело Христа – совершенно новую общность людей, в которой действует Сам Христос, восполняя немощи человеческие Своими благодатными силами через Таинства, из которых крещение является первым, вводящим человека в Церковь Христа.

Все Таинства установлены Самим Господом еще до Вознесения на небо, право совершать их преемственно наследуется от апостолов до наших дней в лице епископов, предоставляющих право священникам совершать Таинства для мирян. (Таинства – тема 3-го занятия).

Христиане живут не только христианской верой и любовью, соединяющих их с Богом и друг с другом, но и христианской надеждой, которая выражается в ожидании второго пришествия Господа на землю и всеобщего воскресения мертвых. Души усопших получат новые тела – богоподобные, ибо то, к чему был призван и что не смог сделать человек Адам, сделал Богочеловек – Иисус Христос.


Назад к списку