НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ села Ромашково Одинцовского района Московской области - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

1 занятие. Тема: "Бог и человек"

Бог и человек

Что может сказать крестный (крестная) или кровные родители младенцу, который очень быстро растет и совсем недалек тот миг, когда он непременно задаст Вам вопросы о Боге и Его отношениях с человеком…

Ваш неубедительный ответ на эти вопросы будет своего рода поражением, ибо у отрока наступит разочарование – оказывается папа или мама знают не все! Придется ему ответы искать где–то на стороне. Эта реальная опасность утраты родительского авторитета может стать первым звеном в цепочке событий, содержанием которых является утрата влияния семьи на отрока или юношу…

Для того чтобы дать правильный ответ о Боге своему отпрыску, надо иметь правильное христианское мировоззрение, которое образуется при опытном познании Бога в Его Церкви. Задача понятна – надо становиться церковным человеком, воцерковляться.

Чтобы предварить трудности в ответах на вопросы Вашего растущего дитяти, надо прежде задать их себе и самому найти ответы на эти неудобные вопросы. Ваши усилия стоят того – все мы хотим видеть наших деток послушными, умными, красивыми, талантливыми…

Правильное христианское мировоззрение невозможно без правильных представлений о человеке и о Боге.

Чем бытие человека отличается от существования вообще животного мира?

Реальность, которая есть вокруг нас, дана нам как двойная очевидность: есть мир и есть «я» в этом мире. Связь мира и моего «я» не материальная только – из окружающей реальности человек берет не только «хлеб и воду», но и с самого раннего детства получает, то, что является духовной пищей. В человеке наряду с телом есть невидимая и недоступная органам чувств (и измерительной аппаратуре) духовная часть – ДУША. Душа человека как духовная субстанция неуничтожима (обычно говорят бессмертна).

Душа есть и у животных, но, как говорит святитель Василий Великий, «как бы земляная», то есть душа животных – другая по качеству духовная природа, ибо животные не имеют разума и воли, чувствовать они способны, имеют (но не все) память и способности к дрессировке.      

Однако из всего живого мира только у человека связь с миром осуществляется через СЛОВО! Имеется в виду не просто владение речью, а то, что сознание и мышление человека содержательно выражается словами и каждый человек ведет внутренний диалог с собой.

Слово нематериально, но может материализоваться. Наиболее явный пример – архитектор мысленно, затем на бумаге составляет проект здания, а строители возводят здание в камне. Эта схема повторяется при каждом осмысленном действии человека – вначале в сознании появляется некий смысловой образ как цель для телесной активности, затем уже происходит поступок.

Высшие животные способны к целесообразной деятельности в удовлетворении биологических потребностей – известны опыты с шимпанзе, которые сооружали пирамиду из ящиков или использовали палку, для того, чтобы достать высоко подвешенный банан. Принципиальное отличие состоит в том, что целесообразная деятельность высших животных ограничена биологическими потребностями.

Высшие животные неспособны к творчеству. творчество является одной из особенностей человеческой целесообразной деятельности в мире. Можно сказать, что творчество является призванием человека.

Таким образом, человек это духовное, словесное, творческое существо. Все эти и другие качества человеческой природы в разной степени воплощаются каждым индивидом из неких потенций – даров Духа, которые Бог в момент зачатия человека с сотворением его души помещает в маленькую клеточку, из которой и вырос наш готовящийся стать православным христианином младенец.

После рождения маленький человечек сразу же включается в духовную жизнь – ко второй неделе жизни младенец узнает маму, помнит ее и радуется – у его появляется человеческая улыбка.

Духовная жизнь человека не хаотична, а организована по определенным правилам или законам. Человек не в силах изменять законы духовной жизни, также как и законы физического мира. Духовные законы более известны как ЗАПОВЕДИ.

Значение заповедей надо своему отпрыску показывать из его жизненного опыта. Не только дети, но и взрослые склонны не исполнять заповедь послушания родителям и старшим, вообще начальствующим, которая наряду с повелением «почитай отца и мать» дает еще и обещание «да благо тебе будет, да долголетен будеши на земли».

Примером научения из опыта может опыт падения с высоты Вашего непослушного отпрыска, своевольно забравшегося на дерево и набившего при падении несколько болезненных шишек. В таком событии есть исполнение двух закономерностей – закона всемирного тяготения (силы тяжести) и нарушения заповеди послушания, причем (NB!) исполнение заповеди послушания предупредило бы возникновение условий для болезненных проявлений силы тяжести.

Откуда взялись законы духовной жизни? И вообще сама жизнь?

Практически все религиозные мировоззрения имеют ответом на эти вопросы веру в бытие Бога–Творца. Ученые, и не только богословы, но и светские религиоведы считают этот факт свидетельством некоего первобытного знания о Едином Боге. Бог–Творец создал весь мир (вселенную), самого человека; создал ее закономерной, а человека сообразным Себе – по Своему образу и подобию. Так сказано в первой книге Библии.

Что же мы можем знать о Боге?

Многое, и кое-что уже знаем из рассуждений о человеке. Бог есть высшее бытие, и поэтому бестелесен и есть чистый Дух, в Нем нет ничего материального, вещественного, однако Своими энергиями (благодатью) Он может присутствовать в материальных предметах, которые тем самым являются святыней. Духовность человека, о которой мы немало говорили, наряду со словесностью и способностью к творчеству есть наиболее явственные черты образа Божьего в человеке, потому что Бог не только Дух и Творец, но и Слово.

Христиане веруют в бытие Единого Бога (Единого по сущности), в Троице Лиц (Личностей, греч. Ипостасей) познаваемого, поклоняемого и почитаемого… Ипостась (Лицо) Бога Отца дает бытие двум другим Ипостасям Троицы – Сыну (Логосу–Слову) и Святому Духу. Бог–Сын – рождается из сущности Отца «прежде всех век», а Святой Дух от Отца предвечно исходит.

Вероучение о Боге-Троице относится ко второму занятию, к изучению Символа Веры.


Назад к списку